Не нашли ответ
на свой вопрос?
Спросите эксперта!
Согласно законодательству РФ, все организации и индивидуальные предприниматели, которые используют в своем бизнесе объекты, влияющие негативным образом на окружающую среду, должны за это платить. В этом материале будет рассмотрена плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2022 году. Мы выясним, до какого числа и кому нужно внести плату за 2021 и 2022 год, а также нужно ли сдавать отчетность в Росприроднадзор.
Обратите внимание, что плату за загрязнение окружающей среды в частных случаях называют экологическим сбором. Но это некорректное название, так как это два совершенно разных понятия. Экологический сбор должны платить только производители и импортеры товаров, подлежащих утилизации. В данной статье речь будет идти именно о плате за загрязнение окружающей среды в 2022 году.
Как уже упоминалось выше, платить за использование в своей предпринимательской деятельности объектов, влияющих негативным образом на окружающую среду, должны как организации, так и ИП. При этом обязанность по внесению платы возникает для всех бизнесменов, применяющих любую из систем налогообложения — УСН, ПСН, ОСНО или ЕСХН.
Следует также учитывать, что обязанность уплачивать за загрязнение окружающей среды возникает независимо от того, находится ли данный объект в собственности, или нет. Именно поэтому плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2022 году обязательна, в том числе, и для арендаторов — то есть лиц, которые эксплуатируют объект.
Также необходимо знать, что ИП и организации, которые используют объекты негативного влияния на окружающую среду с категорией опасности I–IV классов, в обязательном порядке должны зарегистрироваться в территориальном отделении Росприроднадзора. Приказом Минприроды России от 23 декабря 2015 № 554 утверждена форма заявки по каждому такому объекту.
Поясним - регистрироваться при использовании объектов негативного воздействия, которые не отнесены к I–IV категориям опасности в Росприроднадзоре не надо. Например, на производстве образуются отходы производства и потребления, но нет других видов загрязнений. Тогда такой объект регистрировать не нужно (письмо Росприроднадзора от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591).
Естественно, что мусор, образуясь при всех видах деятельности и у организаций, и у ИП, загрязняет окружающую среду, и за это надо платить. В этом случае необходимо распределить ответственность за платежи, таким образом, чтобы избежать двойного обложения.
По общему правилу плата за мусор взимается при размещении отходов производства и потребления. И здесь важно понимать, что является размещением отходов, ведь в быту мы под размещением понимаем складирование отходов в обычные мусорные баки.
В конкретном случае под размещением отходов подразумевается не просто складирование отходов, а их содержание в специальных объектах для последующего захоронения, например, на специальных полигонах или свалках (ст. 1 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ, далее — Закон № 89-ФЗ).
Следовательно, если ИП или организация просто выбрасывает офисный или торговый мусор в контейнер, стоящий на улице, а вывозит его уже организация с которой, заключен договор на вывоз и размещение мусора, то вносить сбор за окружающую среду в этом случае не надо.
Согласно, Постановления Правительства РФ от 12.06.2003 года № 344, плата производится только за размещение отходов производства и потребления. Т.е. обязанность по уплате сбора за загрязнение окружающей среды возлагается на организацию, занимающуюся вывозом и размещением мусора. Проследите, чтобы в договоре, заключенном с такой организацией было прописано, что право собственности на мусор переходит от вашей организации к ней (ст. 16.1 закона от 10.01.2002 № 7-фз, ч. 4, 5 ст. 23 закона от 24.06.1998 № 89-фз, письма Росприроднадзора от 21.02.2017 № ас-06-02-36/3591, минприроды от 11.12.2018 № 12-50/10263-ог)
Если в регионе не определены региональные операторы ( компании с исключительным правом на работу с отходами),то плату обязаны вносить организации и ИП, которые ведут специализированную деятельность по размещению твердых коммунальных отходов. Эти организации и ИП соответствуют статусу оператора (ст. 16.1 закона от 10.01.2002 № 7-фз, ст. 1 и 23 закона от 24.06.1998 № 89-фз, письмо Росприроднадзора от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591, информация Минприроды от 15.01.2019).
Российское законодательство (п.1 ст.16.1 Закона от 10 января 2002 №
имеются только нестационарные источники выбросов загрязняющих веществ.
Понятие стационарного и нестационарного источника впервые было определено законодателем только в 2014 году (ФЗ № 219-ФЗ от 21.07.2014). Данным Законом были внесены изменения в 94-ФЗ «Об охране окружающей среды», являющегося основным законом, регулирующим вопросы платы за загрязнение окружающей среды.
В п. 1 появилось определение:
Также Закон № 219 ФЗ внес изменения в п. 1 ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ, в котором определено, что с 01.01.2016 г. плата за НВОС будет взиматься только за выбросы от стационарных источников.
Росприроднадзор присваивает определенные категории опасности при регистрации объектов в государственном реестре. То есть, если вам не известна категория опасности вашего объекта, то следует обратиться в Росприроднадзор с целью уточнения данных.
Обратите внимание, что экологический сбор и плата за загрязнение окружающей среды — это два разных платежа!
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования или Росприроднадзор на основании Постановления Правительства РФ от
Обращаем ваше внимание, что старый порядок расчета платежа, начиная с 23 сентября 2016 года, перестал действовать (Постановление правительства РФ от 13 сентября 2016 г. № 913 отменило постановления от 19 ноября 2014 г. № 1219 и от 12 июня 2003 г. № 344, где содержались правила расчета).
Ставки за загрязнение окружающей среды на 2019 год утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 в последней редакции от 29.06.2018. В 2019 году к ставкам, утвержденным вышеуказанным Постановлением, применялся коэффициент 1,04.
Тарифные ставки установлены в зависимости от категорий выбросов загрязняющих веществ:
На 2020 год применялся коэффициент 1,08 к ставкам платы за негативное воздействие на окружающую среду. На 2021 год ставки повышены не были, остались на уровне 2020 года из-за пандемии короновируса. В 2022 году тарифы 2018 года будут увеличены на 1,17. Такой коэффициент получен в результате расчета индекса цен с 2019 по 2022 год – 1,08 х 1,043 х 1,04.
Это значит, что в сравнении с действующим уровнем 2021 года в 2022 году ставки вырастут на 8,5%.
В постановлении № 193 от 13.09.2016, в последней редакции от 29.06.2018 содержится 159 наименований загрязняющих веществ для данной категории. Приведем наиболее часто встречающиеся в производстве. Ставки на 2019 год увеличены согласно вышеуказанного постановления на 1,04, по сравнению с 2018 годом.
На 2020 год, как было сказано выше, Правительство РФ установило коэффициент 1,08 к ставкам платы за негативное воздействие на окружающую среду установленным на 2018 год и оставило эти же тарифы на 2021 год.
Название загрязняющего вещества |
Ставка в рублях (за тонну) |
Годы |
Азотная кислота |
38.064 |
2019 |
39.528 |
2020-2021 |
|
Ртуть и ее соединения (кроме диэтилртути) |
18973.9 |
2019 |
19703.6 |
2020-2021 |
|
Аммиак |
144.4 |
2019 |
149.9 |
2020-2021 |
|
Серная кислота |
47.2 |
2019 |
49.03 |
2020-2021 |
|
Сероводород |
713.6 |
2019 |
741.09 |
2020-2021 |
|
Бенз(а)пирен |
5691887.4 |
2019 |
6147238.3 |
2020-2021 |
НАЗВАНИЕ ЗАГРЯЗНЯЮЩЕГО ВЕЩЕСТВА |
СТАВКА В РУБ/ТОННА |
Азотная кислота |
42,88 |
Ртуть и ее соединения (кроме диэтилртути) |
21378,5 |
Аммиак |
162,64 |
Серная кислота |
53,2 |
Сероводород |
804,1 |
Бенз(а)пирен |
6669753,5 |
В постановлении № 193 от 13.09.2016, в последней редакции от 29.06.2018 содержится 159 наименований загрязняющих веществ, выбросы которых происходят в водные объекты. Приведем наименования наиболее часто встречающихся в производстве.
Название загрязняющего вещества |
Ставка в рублях (за тонну) |
Годы |
Алюминий |
19123,8 |
2019 |
198593,96 |
2020-2021 |
|
Берилий |
2062936,5 |
2019 |
2142280,2 |
2020-2021 |
|
Аммиак |
15300,16 |
2019 |
15888,63 |
2020-2021 |
|
Бенз(а)пирен |
76495567 |
2019 |
79437675 |
2020-2021 |
Название загрязняющего вещества |
Ставка в рублях за тонну |
Алюминий |
215474,44 |
Берилий |
2324374 |
Аммиак |
17239,16 |
Бенз(а)пирен |
86189877 |
Класс опасности отходов |
Ставка в рублях (за тонну) |
Годы |
I класс опасности (чрезвычайно опасные) |
4643.7 |
2019-2021 |
II класс опасности (высокоопасные) |
1990.2 |
2019-2021 |
III класса опасности (умеренно опасные) |
1327 |
2019-2021 |
IV класс опасности (мало опасные) |
663,2 |
2019-2021 |
Твердые коммунальные отходы IV класса опасности (малоопасные) |
194,5 |
2019-2021 |
V класс опасности (практически неопасные): перерабатывающей промышленности |
40.1 |
2019-2021 |
V класс опасности (практически неопасные): добывающей промышленности |
1.1 |
2019-2021 |
прочие |
17.3 |
2019-2021 |
Класс опасности отходов |
Ставка в рублях за тонну |
I класс опасности (чрезвычайно опасные) |
5038,41 |
II класс опасности (высокоопасные) |
2159,37 |
III класса опасности (умеренно опасные) |
1439,8 |
IV класс опасности (мало опасные) |
719,57 |
Твердые коммунальные отходы IV класса опасности (малоопасные) |
211,03 |
V класс опасности (практически неопасные): перерабатывающей промышленности |
43,5 |
V класс опасности (практически неопасные): добывающей промышленности |
1,19 |
Прочие |
18,77 |
С 17 марта 2017 года начали работать новые правила исчисления и взимания Платы за НВОС, утвержденные постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 (далее Правила).
Теперь для определенных случаев разработаны формулы расчета платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов, которые действуют в 2022 году:
Если у организации несколько объектов, но только часть их них относится к IV категории опасности, то перечислять плату за загрязнение придется за все объекты предприятия, в том числе и за IV категорию.
Срок уплаты за загрязнение окружающей среды в 2022 году за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства установлены в пунктах 3, 4 статьи 16.4 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ — не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом:
За весь период 2021 год – 1 марта 2022 года.
Авансовые платежи за 2022 год:
За IV квартал 2021 и 2022 года платеж не нужно перечислять.
За 2022 год – 1 марта 2023 года.
Авансовый платеж за каждый квартал 2022 года = ¼ от суммы платы за предыдущий год.
Приведем пример. Сумма оплаты за 2021 год составила 170 000 рублей. На основании пункта 3 статьи 16.4 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ, нужно перечислить авансовые платежи в таком размере в следующие сроки:
На основании п. 3 ст. 16.4 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ, общая сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2022 год должна быть перечислена в бюджет не позже 1 марта 2023 года.
Такой порядок оплаты приводит к переплатам налога.
Согласно поправкам в Закон № 7-ФЗ, который должен был вступить с 01.01.2018 года, ИП или организации, обязанные ежеквартально вносить плату за НВОС, вправе выбирать, каким из трех способов рассчитывать и оплачивать размер квартального авансового платежа:
В декларации о плате за НВОС нужно будет указать, какой из трех способов расчетов и оплаты выбран ИП или организацией.
И вот после двух лет ожидания этих столь нужных изменений, 27.12.2019 года был принят Федеральный закон № 450-ФЗ, которым в статью 16.4 Федерального закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" были внесены изменения.
Статья 16.4 этого закона выглядит так:
Статья 16.4. Порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду
Лица, обязанные вносить плату, вправе выбрать один из следующих способов определения размера квартального авансового платежа для каждого вида негативного воздействия на окружающую среду, за которое взимается плата:
1. В размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате (с учетом корректировки размера платы, осуществляемой в соответствии с пунктами 10 - 12.1 статьи 16.3 настоящего Федерального закона) за предыдущий год.
Формула расчета для 1-го способа:
Авансовый платеж = Сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду за предыдущий год / 4
2. В размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, при исчислении которой платежная база определяется исходя из объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, лимитов на размещение отходов производства и потребления.
Формула расчета для 2 –го способа:
Авансовый платеж = Плата за текущий год по нормативам и лимитам на отходы (по всем загрязняющим веществам) / 4
Плату за текущий год по нормативам определите по каждому загрязняющему веществу, а затем суммируйте. Чтобы посчитать плату за текущий год по нормативам по каждому загрязняющему веществу, используйте формулу:
Плата за текущий год по нормативам (по каждому загрязняющему веществу) = Объем или масса выбросов, сбросов, отходов, равные нормативу или лимиту на отходы X Ставка 2022 года
3. В размере, определенном путем умножения платежной базы, которая определена на основе данных производственного экологического контроля об объеме или о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо об объеме или о массе размещенных отходов производства и потребления в предыдущем квартале текущего отчетного периода, на соответствующие ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду с применением коэффициентов, установленных статьей 16.3 настоящего Федерального закона.»
Формула для расчета 3-го способа
Авансовый платеж за прошлый квартал = Плата за выбросы, сбросы и отходы по всем загрязняющим веществам за предыдущий квартал
Плату за негативное воздействие надо посчитать по каждому виду загрязнений. Используйте формулы:
По выбросам и сбросам
Плата за выбросы, сбросы и отходы (по каждому загрязняющему веществу) = Объем, масса выбросов или сбросов по данным ПЭК X Ставка 2022 года X доп.коэфф.для особых территорий и объектов X Доп.коэфф. при внедрении дл наилуч.доспупных технологий
По отходам
Плата за размещение отходов = Объем, масса размещенных отходов по данным производственного экологического контроля X Ставка 2022 года Стиммулирующий коэффициент X доп.коэффициент для особых территорий и объектов
Следовательно, теперь есть возможность выбрать подходящий вариант и избежать переплаты денежных средств.
О выбранным способе определения размера квартального авансового платежа на год, следующий за отчетным периодом, по каждому виду негативного воздействия на окружающую среду указывается лицами, обязанными вносить плату, в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за отчетный период.
Субъекты малого и среднего предпринимательства не исчисляют и не вносят авансовые платежи за НВОС. Для этой категории предпринимательства определен единоразовый срок оплаты до 1 марта 2022 года за 2021 год.
Платежные поручения на перечисление платы за загрязнение окружающей среды в 2022 году следует составлять так же, как и поручения на уплату налогов (страховых взносов) — то есть, по общим правилам. Учтите, что сумму оплаты необходимо перечислять в банк одним платежным поручением на счета территориальных управлений Федерального казначейства. Об этом говорится в письме Минфина России от
Заполняя платежные поручения, укажите КБК Росприроднадзора, который является администратором бюджетных доходов в виде платы за загрязнение окружающей среды (приложение 7 к указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н).
Плату за выбросы и сбросы загрязняющих веществ перечисляют по месту нахождения стационарного источника негативного воздействия, а плату за размещение отходов – по месту нахождения объекта, где размещают отходы.
В поле 101 укажите статус плательщика 08 для организаций и ИП. Остальные реквизиты для платежных поручений можно уточнить в территориальном отделении Росприроднадзора.
Таким образом, в 2022 году КБК для уплаты следующий: 048 1 12 010X0 01 6000 120, где X — вид загрязнения окружающей среды.
Название платежа |
КБК 2022 года |
За выбросы в водные объекты |
048 1 12 01030 01 6000 120 |
За размещение отходов производства и потребления |
048 1 12 01040 01 6000 120 |
За выбросы в атмосферу стационарными объектами |
048 1 12 01010 01 6000 120 |
За другие виды негативного воздействия на окружающую среду |
048 1 12 01050 01 6000 120 |
Все актуальные КБК на 2022 год размещены на этой странице.
Если плательщик в течение двух последних лет не платил или платил не полностью за негативное воздействие на окружающую среду, представители Росприроднадзора направят требование об уплате платежей и пеней. В этом случае оплатить задолженность нужно не позднее 15 календарных дней со дня получения требования. Иначе плату и пени взыщут через суд (пункты 49 и 53 Правил утвержденных постановлением Правительства № 255 от 03.03.2017).
В завершении добавим, что если у организации (или ИП) нет объектов негативного воздействия на окружающую среду, то им не нужно ни проходить регистрацию в Росприроднадзоре, ни платить за мусор.
Материал актуализирован в соответствии с действующим законодательством 14.12.2021
Нажимая на кнопку "Отправить" вы подтверждаете, что ваш комментарий не содержит персональных данных в любой их комбинации
Вопросы и ответы в комментариях даются пользователями сайта и не носят характера юридической консультации. Если вам необходима юридическая консультация, рекомендуем получить ее, задав вопрос по телефонам, указанным выше, или через эту форму
.Copyright © 2014-2017 Твой Бизнес. Сайт для индивидуальных предпринимателей