Сайт для

индивидуальных предпринимателей

Не нашли ответ

на свой вопрос?

Спросите эксперта!

Типовой трудовой договор с 2017 года

Сроки сдачи отчетности за 3 квартал 2016 года

Недавно, 27 августа 2016 года, Правительством РФ было принято постановление № 858, утвердившее форму типового трудового договора.

Зачем нужен этот документ, кто будет его применять? С какого момента он вступает в действие? Можно ли вносить в типовую форму корректировки? Мы ответим на эти и другие вопросы о трудовом договоре.

Кто вправе применять Типовой трудовой договор с 2017 года?

Упомянутое выше Постановление было принято на основании ст. 309.2 Трудового кодекса РФ, она вступает в силу с 1 января 2017 года. Статья предусматривает для микропредприятий возможность отказа от принятия локальных нормативных актов, где фиксируются нормы трудового права. Заменить эти документы (частично либо полностью) можно будет типовыми трудовыми договорами с 2017 года, заключаемыми с каждым отдельным работником.

Касается нововведение и организаций, и индивидуальных предпринимателей, относящихся к этой категории. Для чего они должны соответствовать ряду условий:

  • иметь не более 15 человек среднесписочной численности работников за предыдущий календарный год;
  • доходы за предшествующий календарный год не должны превышать 120 млн рублей;
  • дополнительно для организаций: в составе учредителей суммарная доля сторонних организаций (как российских, так и иностранных) — не более 49%; а участников, представляющих регионы, муниципальные образования, религиозные и общественные организации, фонды — не более 25%.

Точную информацию о том, относится ли с 1 января 2017 года организация или ИП к категории микропредприятий, можно найти на сайте ФНС https://rmsp.nalog.ru/ где размещен «Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства».

Обратите внимание: закон не обязывает работодателей использовать типовые трудовые договоры. А лишь дает право выбора: применять локальные акты либо данные документы. В случае если выбор падет на трудовые договоры, то они будут заключаться с вновь нанимаемыми, с января 2017-го, работниками. Для уже действующих сотрудников потребуется не только оформление такого же договора, но и заключение дополнительного соглашения.

Формат и содержание документа

Для типового трудового договора с 2017 года разработана особая форма, содержащая вводную часть и 11 основных разделов:

Разделы типового трудового договора

Как видно из перечня разделов, в этой всеобъемлющей форме предусмотрено внесение всех основных данных, что сейчас содержатся в локальных правовых актах.

Это сведения о размере и порядке выплаты зарплаты, о должностных обязанностях, рабочем графике и других важных параметрах организации труда. Разработчики формата позаботились и о возможности внесения особых условий (раздел 8), сюда можно зафиксировать, скажем, договоренности работника и работодателя в случае дистанционного или просто надомного осуществления обязанностей.

Документы, от которых можно будет отказаться

Какие локальные акты можно смело заменять типовым трудовым договором с 2017 года? Большинство из находящихся ныне в обращении.

Правила внутреннего трудового распорядка. От них можно полностью отказаться, подробно заполнив раздел 5 типового договора.

Положение об оплате труда и премировании. Может быть безболезненно заменено разделом 4 вышеприведенной формы: «Оплата труда работника». Где работодатель распишет все нюансы: размер, порядок, конкретные даты получения зарплаты, наличие социальных гарантий, условия назначения премиальных выплат и их размеры и прочие детали.

Положение о ненормированном рабочем дне. Его условия вполне могут быть описаны пунктом 9 типовой формы.

Должностные инструкции вообще не являются обязательным документом для микропредприятий. Их обязаны разрабатывать лишь для госорганов. Это положение закреплено в ст. 47 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ. Но наличие такого документа помогает работодателям детализировать обязанности работников, уровень их ответственности. А значит, в случаях спорных ситуаций, ЧП, можно будет в суде проще доказать правоту той или иной стороны конфликта. Помогут такие четко прописанные условия и при необходимости увольнения сотрудника. А в «обычной жизни» они облегчат аттестацию и грамотное распределение обязанностей среди членов коллектива.

Должностная инструкция официально не является локальным нормативным актом. Оформляется обычно как приложение к трудовому договору или отдельным документом. Она вполне аутентично может быть заменена детальной проработкой пунктов трудового договора, описывающих обязанности сторон и особые условия их выполнения.

По графикам сменности ситуация аналогичная: все нормы собственно рабочего времени, сведения о сменности, разрешенных перерывах и иные детали легко вписываются в формат договора.

Правила охраны труда и соответствующие инструкции. Абзац 23 части 2 статьи 212 ТК РФ обязывает прописывать их во внутренних документах. Основные правила несложно расписать в разделе 6 «Охрана труда» трудового договора, там для этого есть нужные пункты и формулировки.

Но инструкции этой направленности обычно весьма объемны, и это обоснованно. Их нарушения чреваты очень серьезными последствиями. Чтобы не загромождать договор детализацией данных положений, скорее всего, предпочтительнее сохранить инструкции как отдельный документ. Особенно если работа связана с опасностью для здоровья и жизни сотрудников.

Какие документы стоит оставить?

Есть ряд кадровых документов, которые нужно оставить в обороте для удобства работодателя.

Штатное расписание в соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 57 ТК является обязательным документом, оно принципиально не может быть заменено никаким иным документом. Применяется для оформления структуры организации, штатной численности и состава сотрудников. Но оно используется исключительно руководством компании, не влияет на деятельность сотрудников. Потому-то последних и не нужно знакомить с этим документом.

А вот график отпусков очень важен для каждого работника. И тоже обязателен для работодателя. Он составляется на каждый календарный год, самое позднее, за две недели до наступления нового календарного периода. График отпусков на 2017 год, к примеру, необходимо довести до коллектива не позднее 17 декабря 2016 года. А в типовой форме трудового договора существует пункт 22, куда необходимо вносить ссылку на этот график.

В типовой форме не содержится нужных формулировок по ряду других документов, которые тоже требуется сохранить. Это Положения об аттестации, о персональных данных, об охране коммерческой тайны и о командировках.

Можно ли вносить в форму корректировки?

Министерство труда России пока не дало четких инструкций по заполнению формы трудовых договоров. По логике, исходя из специфики деятельности предприятий и организаций, их особых условий труда, из формы можно и нужно выбирать необходимые формулировки, оставляя «за скобками» те пункты, которые здесь абсолютно неприменимы.

Но в части конкретных формулировок документа стоит быть более щепетильными. Все-таки это типовая форма, и ее назначение именно в этом: в стандартизации документации. И не надо забывать, что трудовые договоры призваны заменить локальные нормативные акты. А в них вольности недопустимы, это официальные документы. Поэтому менять разработанные формулировки, перефразировать пункты договора не стоит.

Тоже может быть полезно:

Информация полезна? Расскажите друзьям и коллегам

Комментарии

icon

Гарантированно получить юридическую консультацию можно, задав вопрос в форме в правом нижнем углу

Эльвира 18.01.2017 в 12:45 # Ответить
Трудовой договор в школе
Здравствуйте, я работаю в отделе кадров в школе. У нас там старые трудовые договора, очень бедные по содержанию. Занимают максимум две страницы. Хотелось бы поменять их. Как мне это сделать? И нужно ли для каждой должности отдельный образец договора или можно и общий тоже? Например для учителей отдельно, для воспитателей? Я новичок в этом деле
Наталия 18.01.2017 в 14:09 # Ответить
Эльвира, добрый день. Трудовые договора заключаются один раз - при приеме на работу. Если есть необходимость дополнить или изменить трудовые договора, то необходимо оформить к ним дополнения. В них пропишите те положения трудового договора, которые будут продолжать действовать, а затем укажите новые условия. В начале дополнения напишите фразу: «стороны изложили трудовой договор в новой редакции».

Таким образом, новый договор будет называться дополнительным соглашением.

Для каждой категории работников необходимо составлять индивидуальные трудовые договора, так как в них прописывают обязанности работников. А у учителей и воспитателей обязанности отличаются.

В договорах должны обязательно быть пункты, указанные в статье, под которой Вы оставили комментарий. Дополнительные пункты Вы вправе включать самостоятельно, если они не противоречат законодательству.

ОтменитьДобавить комментарий


icon

Вопросы и ответы в комментариях даются пользователями сайта и не носят характера юридической консультации. Если вам необходима юридическая консультация, рекомендуем получить ее, задав вопрос в форме в правом нижнем углу.

Популярные статьи

Помимо того, что традиционно с началом года увеличился размер страховых ...

В нашем сегодняшнем материале читатель найдет налоговый календарь на 2017 ...

Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощённую систему налогообложения ...

Какие изменения ждут большинство ИП в наступающем году? Какие фиксированные ...

2017 год не за горами и сегодня мы решили рассказать своим читателям о том, ...

Где взять деньги

Расчитайте график расчета платежей по кредиту

Дают ли ипотеку ИП? Такой вопрос интересует очень многих индивидуальных ...

Вопрос о том, как получить кредит для ИП без справок является очень актуальным ...

Для того чтобы получить кредит на открытие малого бизнеса в России стоит ...


Мы ВКонтакте

Copyright © 2014-2017 Твой Бизнес. Сайт для индивидуальных предпринимателей